понедельник, 8 августа 2011 г.

Стоимость найма

Замечательная статья о найме и удержании сотрудников.

Из раза в раз я видел один и тот же процесс, связанный с увольнением и наймом: человек уходит, зачастую из-за достаточно небольшой суммы, которую ему отказываются давать, заодно еще пытаясь промотивировать его остаться высказываниями в духе «ты этих денег не стоишь», «таких зарплат на рынке сейчас нет» и т. д. Проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев экономии для компании в конечном итоге не получается.
В этом играют роль несколько моментов: стоимость найма, стоимость обучения, снижение производительности, риски, связанные с новым сотрудником, зарплата.
Во-первых, практически всегда платить в конечном итоге новому сотруднику приходится столько же, сколько просил ушедший. Это откровение обычно шокирует: мы же в прошлый раз нанимали человека на эту позицию за гораздо меньшие деньги!
Кроме того почему-то практически никто и никогда не считает стоимость найма и обучения. Нанимая программистов к себе в команду, я проводил минимум 6-8 собеседований с кандидатами. При этом на собеседовании присутствую не только я, но и hr, а на «втором круге» еще и руководитель группы, куда должен попасть человек (да, у нас была странная ситуация, когда фактически второе и первое собеседование были поменяны местами). Учтите при этом, что собеседования с хорошим кандидатом получаются долгими и выматывающими, каждое это минимум 3-4 человеко-часа далеко не самых низкооплачиваемых сотрудников. Добавьте к этому время на работу с резюме, переговоры с кандидатами, внутренние согласования, и получится, что найм одного кандидата стоит в среднем 2 человеко-недели вовлеченных в этот процесс. В рубли, думается, каждый пересчитает сам.
Печально, но расходы на этом не заканчиваются: человека надо учить, учить долго и внимательно. В зависимости от специфики и обучаемости уходит на это от полугода до года (да, как-то сложилось, что я работал в достаточно специфичной области, так что на рынке просто не было готовых специалистов, которых можно было бы сразу выпустить в бой). Через полгода на человека уже тратится времени меньше, чем он экономит, через год следить за ним постоянно уже не нужно, да и разжевывать задачи излишне: навыков и опыта ему хватает, чтобы самому разобраться, что к чему. Таким образом, всё время обучения, выплачивая полноценную зарплату, мы фактически спонсируем обучение человека.
При этом не надо забывать, что в любом случае найм нового человека – риск. Пройдет ли он испытательный срок, впишется ли в команду, насколько точно его удалось оценить, не уйдет ли он через пол года... заранее сказать очень тяжело, если вообще возможно. С учетом вышеприведенных факторов получается, что нанимать человека меньше, чем на два года просто экономически невыгодно, а тех, кого уже выучили, недо держать... Понятно, вот только редко так делается.

Оригинал статьи находится здесь.
Репост на itblogs. Думаю там обсуждение будет активней.

Posted via email from Комуникликабельность

Комментариев нет: